Меню Закрыть

Будни и праздники Дебёсской лаборатории

– В последнее время в основном работаем с нашими хранителями, лауреатами премии «Хранители», – говорит руководитель Дебёсской лаборатории традиционной культуры Галина Вениаминовна Опарина. – И вроде бы хорошо знаешь человека, и рассказал он тебе многое… А потом вдруг – и открывается что-то новенькое. Записывали песни в исполнении фольклорного ансамбля «Льӧмпу сяськаос» деревни Удлем – причем новые, какие они еще не пели для записи. Мы знаем, что эти песни распространены, но то, что удлемский ансамбль поет их, оказалось неожиданностью. Сейчас с Дебёсским центром культуры и туризма «Сибирский тракт» запланировали восстановить старинные удмуртские календарные обряды, чтобы включать их в туристические маршруты. Например, Йо келян – проводы льда… И мы вновь собрались к Людмиле Федоровне Хохряковой, нашему Хранителю-2021 из деревни Такагурт, чтобы поспрашивать ее об обрядах. Ее дочь Римма Аркадьевна Бессонова говорит: «Так ведь она уже все, что знала, вам рассказала!» «Нет, у каждого всегда есть что еще сказать». Так что встретимся! Нам не столько нужно что-то «новенькое», сколько подтверждение уже известным фактам. И поэтому мы решили вновь пройтись по нашим Хранителям. И время уже прошло после церемонии вручения премии, улеглись эмоции, да и забывать друг друга стали немножко – дела не дают, суета всякая… А своих надо поддерживать!

Большое подспорье в работе лаборатории – историко-этнографическая экспозиция «Удмуртская изба», полотенца для которой подарили помощники-волонтеры. Здесь проходят экскурсии, встречи с информантами

… Другая наша помощница – Анна Ивановна Малых, педагог, краевед. Она каждый год накануне 9 мая печет хлеб войны. Конечно, это очень условный хлеб войны – тогда, как говорят информанты, караваев не пекли, были пресные лепешки с травой. Анна Ивановна как-то настаивает тесто для него, он киснет… И получается такой интересный, черный с разными добавками хлеб. Мы его сушим, а потом на наших мероприятиях военной тематики, раздаем эти сухарики детям.

Хлеб военных лет

– Ваши последние экспедиции?

– Одна из последних экспедиций была в русскую культуру, к Галине Григорьевне Перевозчиковой. Как-то в Сюрногурте мы уже находили «Сербияночку». Тогда этим материалом очень заинтересовалась Айгуль Анатольевна Данилова и попросила меня поискать еще куплетики частушек. И я была рада, что Галина Григорьевна напела мне еще два куплета. Да при этом и сплясала! «Сербияночка» – это такая пляска по кругу, когда танцуют и поют частушки. Она спела еще одну песню, которую я раньше не записывала – «Огуречки». Но песню не помнит до конца. Вот бы ее «вытащить»! В сообществе Дебёсский центр культуры и туризма «Сибирский тракт» мы обратились с просьбой помочь найти слова песни и получили очень интересные и даже неожиданные комментарии, в том числе и от других наших лабораторий. Думаю, мы еще расскажем об этой песне – так она увлекла!

Галина Григорьевна Перевозчикова с дочерью Светланой Николаевной Носковой

– Получается, что сегодня даже один найденный новый куплетик – это уже событие для фольклориста?

–Да, конечно! Потом были еще и гармонисты – мы же поставили перед собой цель в этом году, что наши гармонисты будут помогать восстанавливать кадриль или другую танцевальную мелодию. Один из гармонистов – Яков Геннадьевич Пономарев, участник ансамбля удмуртской песни «Зардон». Сейчас он в основном играет для себя. Интересно, что у него нет какой-то конкретной танцевальной мелодии. «Чего душа просит, – говорит, то и играю. Зовут меня на разные праздники – давай, айда, играй! А мне это не нравится, потому что зовут-то зовут, а сами не поют. Получается, что я играю и сам пою. А это уже какой-то сольный концерт! Сами-то уже петь не могут, слов не знают. И так нехорошо… Позвали гармониста – так пойте!» Он правильно говорит, конечно. «Я любил играть бабушкам, которые жили в моей деревне Малая Чепца, – вспоминает Яков Геннадьевич. – Бабушки выходили на скамеечку, я с ними. Они начинают петь – я подыгрываю. Они много песен знали, вот я и подыгрывал. А сейчас не за кем подыгрывать, не знают песен. Не поют».

Яков Геннадьевич Пономарев

Другой гармонист, Михаил Захарович Сунцов из деревни Ариково, – тоже самоучка. Ариково – исторически знаменитая деревня в Дебесском районе. Михаил Захарович начал играть с молодости. И как-то в 80-90-е годы надо было дебесцам показать в Ижевске какой-нибудь своеобразный концертный номер. И руководитель ансамбля предложил ему: «Захарыч, давай сыграй на чем-нибудь, придумай!» «Я походил по своему хозяйству, и пила мне в руки попалась, с которой мы еще с отцом лес валили, – вспоминает Михаил Захарович. – Пила «Дружба-2». Я ее взял, придумал самодельный смычок… Сначала я один играл, пилой только. Но чувствую, что чего-то не хватает, как будто суп недосоленный…» И они решили, что будут играть с гармонистом в паре. Теперь его пила такая знаменитая!

Михаил Захарович Сунцов

– Музыковед Ирина Вячеславовна Пчеловодова говорит, что на севере Удмуртии – своя особенная традиция игры на гармони. Но северяне почему-то стараются подражать южноудмуртской гармошке, а своей манеры стесняются…

– Да, так оно и есть. И даже те же частушки – южные поют так быстро! Мы в «Зардоне», каюсь, тоже поем частушки южных удмуртов. Так они настолько быстрые, что у нас язык даже не поворачивается! У нас, северных удмуртов, частушки на манер русских…

– Галина Вениаминовна, каковы планы Дебесской лаборатории на ближайшее будущее?

– Прежде всего, встретимся с Людмилой Федоровной Хохряковой – надо ее про обряды расспросить поподробнее, особенно про Йо келян – проводы льда. Нужно этот обряд «довести до ума» – у всех он по-разному проходил. Даже Михаил Захарович вспоминает, как в его детстве по Чепце отправляли на льдине костер… Теперь надо искать подтверждение уже известным фактам. Летом мы хотим показать обряды Гырыны поттон или Турнаны поттон – начало сенокоса. Выход на косьбу был праздником. До обеда все выходили косить в светлой, белой одежде. До обеда косили, делали зачин, и потом расходились по домам. А под вечер уже начиналось веселье… Думаем про осенние обряды. Жаль, не успела я посоветоваться с Татьяной Григорьевной Владыкиной, какой обряд нам лучше показать. А разговор об этом у нас был. Она ведь объездила и наши северные районы, в том числе Дебёсский и Кезский…

– Хорошо, что у вас есть отклик и большая поддержка со стороны народа – и ваших информантов, и волонтеров-энтузиастов, которые помогают собирать материал. Не везде такое встречается!

– Да, так оно и есть. Люди относятся к нашим интервью и записи песен с душой. Вот, например, в деревне Старый Кыч мы записывали ансамбль «Купанча». «Придет Галина Вениаминовна, она ждет от вас старинные песни», – сказала участницам ансамбля руководитель. И они начали готовиться, так ждали нас. Ведь уже как свои! И они всегда ждут нас. И, самое главное, понимают, что нам нужно.

Ансамбль «Купанча» деревни Старый Кыч

– И появляются новые волонтеры?

– Да, они все настоящие волонтеры! В июне у нас юбилей села и Дебёсского района, и мы готовим фестиваль «Играй, гармонь, на Сибирском тракте». А где гармонь, там должны быть танцы обязательно. Вот перед нашими волонтёрами стоит задача – научиться парным танцам, хотя бы самым простым, таким, как «Светит месяц» и краковяк. Чтобы, когда гармошка заиграет со сцены, народ в парке не стоял и слушал, а танцевал! И надо нам обязательно «довести до ума» кадриль – очень надеемся, что когда-нибудь мы все-таки проведем фестиваль кадрили.

А так что-то новое в лаборатории происходит постоянно. Вот недавно супруги Лекомцевы из Кеза, из «Живицы», привезли найденный ими старинный кубыз. Оставили в нашем центре, чтобы наши специалисты посмотрели – может быть, получится его восстановить? Сейчас со старинными традиционными музыкальными инструментами очень интересно работает наш ансамбль «Шудбур» под руководством Алексея Тронина. В рамках проекта «От крезя до Ravvasta: синергия» наши музыканты вместе со всеми желающими осваивают игру на крезе, кубызе, традиционных гуслях, балалайках… Нам хочется поближе познакомить всех участников наших лабораторий с ансамблем «Шудбур», показать, как необычно и интересно каждый участник ансамбля обращается к традиционной культуре.

Алексей Тронин возрождает старинные музыкальные инструменты

Беседовала – Светлана Мальцева.

Фото и аудиозаписи – Дебесская лаборатория традиционной культуры.

Проект «Публичный архив традиционной культуры севера Удмуртии» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Проект «Публичный архив традиционной культуры Удмуртии» реализуется при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

#ПА #ПубличныйАрхив #KAMArecords #Удмуртия #СделаноВУдмуртии #КультураУдмуртии #НКО #фондкультурныхинициатив #грантдлякреативныхкоманд #фондпотанина25