Меню Закрыть

Мятный институт: уроки для взрослых

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

А начиналось все с того, что педагогический коллектив сепской школы долго оставался мало исследованной областью в нашей многолетней проектной деятельности в Сепе. С учениками, школьниками разного возраста, как раз все в порядке: детей из Сепского ЦСДК, где проходят наши основные события, что называется, за уши не оттащишь. Они уже знают, что их ждут интересные встречи, знакомства, занимательные практики, игры, которые не похожи на игры, творчество… А вот учителя в основной своей массе почему-то не проявляют особого интереса ни к арт-резиденциям, куда приезжают художники и музыканты со всей России и из-за рубежа, ни к созданию необычных выставок, ни к образовательным инициативам.

– Как же так? – удивлялись (и продолжаем удивляться) мы. – Это же та самая сельская интеллигенция, которая в России всегда была на передовой культуры и образования!

– А вот так, – разводили (и продолжают разводить) руками наши сепские коллеги, сотрудники дома культуры. – Уж как только мы их ни приглашаем к участию в проектах. Дети приходят с радостью, а учителей – единицы…

Но истинная проектная деятельность – это не та, куда тебя тащат принудительно, а та, куда ты с любопытством и удовольствием стремишься сам. Насильно мил не будешь! К тому же, без сомнения, у всех своя непростая жизнь – работа, уроки, тетради, семья, хозяйство… Хотя Татьяна Ксенофонтовна Мосова, заведующая Сепским ЦСДК, депутат и «активист по жизни», никогда не оставляла эту свою мечту: сблизить школу и клуб, вовлечь педагогов в культурную жизнь деревни.

И вот полгода назад у нас появился Мятный институт. Так случилось, что его куратор, художник, преподаватель пермской Школы дизайна «Точка» неугомонный Илья Гришаев проявил горячий интерес не только к сепским детям, для которых и задумывался институт, но и к сепской школе в целом: вытащил своих пермских коллег в школьные кабинеты на экскурсию, встретился в стенах школы с учениками и учителями, рассказав о Школе дизайна и ее практиках. Признаемся, не так уж много и на той встрече оказалось учителей… Но представляете, как обрадовалась Татьяна Ксенофонтовна, что у нее появился такой творческий единомышленник? И когда Илья Гришаев предложил пригласить в Сеп свою молодую коллегу, методиста и организатора Дарью Дягелец, его идея была встречена с восторгом. Дарья Федоровна Дягелец – учитель истории, обществознания и английского языка, классный руководитель девятого класса пермской Школы дизайна «Точка», один из основателей «Студии педагогической поддержки», которая среди прочего работает и с проблематикой учительского эмоционального выгорания.

27 мая состоялся семинар для сепских учителей, который провела Дарья Дягелец вместе с пермскими коллегами, приехавшими на майскую «сессию» Мятного института. Опять же не скажем, что все учителя прямо-таки рванули на семинар: пришло не очень много народу, а кто-то – даже с вязанием и спицами.

– У вас же занятие идет целых четыре часа! Это так долго. Буду тихонько вязать и слушать, чтобы время не терять, – вполне резонно объясняла занятой педагог. Нужно ли говорить, что о вязании было забыто в первые десять минут и что все «целых четыре часа» пролетели незаметно для участников?

И не только для слушателей, но и для организаторов – Дарья Дягелец тоже оценила нашу аудиторию тепло и хорошо.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ И ПРОГУЛКИ ПО СЕПУ

– Дарья Федоровна, сепский интерес к вашему семинару понятен – вы нам нужны! А как и почему вы согласились приехать сюда?

– Художники и дизайнеры, которые приезжают в Сеп преподавать в Мятном институте, все из нашей Школы дизайна «Точка». Кроме того, что мы с ними добрые друзья, мы еще и коллеги. Постоянно обмениваемся технологиями, развиваем за счет этого обмена свои навыки, и у нас получаются все новые и новые образовательные продукты. Мы практикуем совместную работу по проектам в «третьем месте» – не в своей школе, а где-то еще. И это всегда очень интересно. Поэтому, когда они мне рассказали про Сеп и идею поработать с учителями, я не могла отказаться.

Сначала мы созвонились со школой и домом культуры. Мне кажется, что в подходе к дизайну мероприятия важно составить карту эмпатии, исследовать свою аудиторию и предлагать «продукт» уже конкретно для нее. А что касается учителей, то я, как учитель, знаю по себе две вещи. Во-первых, когда у них спрашиваешь – что болит, они никогда не признаются. Это такая супертерпеливая аудитория – люди, которые без страха и упрека готовы пахать сутками, страдать от этого и при этом терпеть. Во-вторых, то обучение, которое им и всем нам предлагают департамент и министерство образования, может облекаться в красивую форму, но чаще всего несет либо устаревшее содержание, либо дико унылое или такое, которое не сработает в классе, и часто абсолютно неприемлемое на практике. И ты оказываешься между двух огней – терпеть или же идти на это. И когда мы созванивались с учителями, я прекрасно понимала, что у них в голове такое опасение промелькнуло. Но они нам сказали про две вещи, которые были бы им интересны. Это игрофикация в работе – игровые технологии, которые можно использовать на уроках, и проектная деятельность в школе. В этих темах мы «профи», и мы их подготовили. Кроме этих двух блоков, у нас еще была игра – мы сделали ее в проекте, который назывался «/Не/ знаю, как». Это грантовый проект – мы выиграли его в Фонде грантов губернатора Пермского края. И в рамках этого проекта была разработана классная ролевая игра – «У меня завелись подростки». С ее помощью можно много всего сделать – это может быть профилактика профессионального выгорания, мозговой штурм, проектная деятельность… Учителя сказали, что все наше почти четырехчасовое занятие прошло очень быстро.

И еще… Татьяна Ксенофонтовна Мосова и Екатерина Анатольевна Романова говорили, что до учителей очень трудно «добраться», но на семинаре, напротив, казалось, что дом культуры со школой постоянно в контакте. И у меня осталось впечатление, что в Сепе настолько мощная общинность – из-за деревни, общности культуры, общности языка, что здесь можно работать дальше. Мы провели первый проектный мозговой штурм в формате «мирового кафе», где все вопросы так или иначе касались сотрудничества дома культуры и школы. И участники штурма составили такие мощные списки, что оттуда уже можно выбирать конкретные идеи и составлять план воспитательной работы или план совместных мероприятий на год.

– А что вы сами, как гость, увидели в Сепе?

– Мы погуляли по Сепу – сначала без экскурсии, такое интуитивное познание местности. Посмотрели на подвешенные телеги – наконец-то телегу можно рассмотреть и снизу, потому что обычно же они стоят на земле!.. Дошли до школы – там такая красивая аллея, куча скворечников, и из каждого кричат птенцы. А потом у нас была потрясающая экскурсия от Екатерины Романовой и других преподавателей. Сколько нам рассказали прекрасных легенд, поверий! Еще мы были в Народном музее исчезнувших деревень. Просто сказка! И меня всегда трогает народность. История появления музея, история цветения италмаса – это просто идет в самое сердце, потому что создано не государством, не искусственно насажено, а самим народом. История Сепа меня очень вдохновляет. Она о том, как деревня может быть центром притяжения, а не центром векового обескровливания, которое происходило с ней.

Меня очень трогают и вдохновляют люди, которые работают здесь, потому что они и любят свое место, и так много делают, и у них так много энергии! И они делают не просто какие-то наивные проекты, а проекты очень глубокого содержания, выполненные на очень профессиональном уровне, которые можно и в своей работе применять, и учиться на этом опыте. Это с одной стороны. А с другой, меня очень интересуют сепские дети и их собственные истории: как они воспринимают деревню и жизнь вокруг. Они очень открыты!

Текст – Светлана Мальцева
Фото – Татьяна Мосова