Меню Закрыть

Каждый проект KAMA records в чём-то является для нас рубежным, эпохальным. Проект «Хранители» — не исключение: он не только развивает идеи, заложенные в проектах «Народный музей исчезнувших деревень» и «Лаборатория музыкальных коммуникаций «Студия Сеп»», но и предлагает новые, на которых будет основываться наша работа и в последующие годы. Влияние «Хранителей» чувствуется и в «Секретной карте деревни Сеп», и в «Здравствуй, дорогая Клаву!», и, конечно, во всех трансформациях Публичного архива традиционной культуры севера Удмуртии.

Создавая в течение 2019-2020 годов лабораторию музыкальных коммуникаций в рамках проекта «Студия Сеп» в Культурном центре местного сообщества Sep Community, мы наблюдали, как в процессе экспериментов, стратегических и тактических находок рождается наша собственная модель с нематериальным культурным наследием, ориентированная на его актуализацию. И мы убеждались, что уже готовы к следующему амбициозному шагу — выходу за границы привычной, освоенной нами территории через применение этой модели и полученного опыта преобразования сельского социокультурного пространства в других сообществах, на других территориях севера Удмуртии.

Так появись Дебёсская и Кезская лаборатории традиционной культуры, а также Лаборатория традиционной культуры Удмуртского государственного университета. Каждая из них получила соответствующее материально-техническое оснащение: мобильное оборудование для полевых записей, компьютеры для хранения архива и работы с ним, библиотеки методической литературы.

Благодаря ряду семинаров, которые в течение года состоялись на базе лабораторий в трёх районах, участники проекта получили необходимые компетенции по формированию фольклорного архива и его актуализации в творческих коллективах, научились работать с современной звукозаписывающей аппаратурой, освоили компьютерную программу для записи и монтажа.

Другая важная составляющая проекта — арт-резиденции в Сепском ЦСДК. В рамках проекта «Хранители» каждая из них представляла собой новый формат работы над нематериальным культурным наследием.

Первая мастерская была посвящена записи аудиосказки по мотивам сепских быличек и арт-резиденции «Сепские былички». Быличка — это устный суеверный рассказ о встрече человека с нечистой силой. Автором сказки выступил Алексей Лекомцев, озвучивали сказку дети и взрослые жители Сепа, а курировали процесс радиожурналист Дина Седова и заслуженный артист РФ Вячеслав Байков.

В июле 2021 года в Сепе прошла отложенная из-за пандемии арт-резиденция «Постыдись!» под руководством современного путешествующего театра из Швейцарии в составе из Ильи Комарова и Триксы Арнольд. Работа арт-резиденции включала в себя не только выступление-перформанс, но и исследование звукового пространства деревни через практики исполнения шумовой музыки в составе новообразованных «оркестров», запись радиопьесы, в которой каждому участнику предлагалось поделиться своей или чужой историей, связанной со стыдом, и совместное музицирование с сепским хором ветеранов.

Следующая арт-резиденция также была связана с музыкой: в рамках «Архитектоники удмуртской песни» мы соединяли экспериментальный подход «Постыдись!» с научной экспертизой. Основной темой резиденции стал феномен «удмуртскости» в музыке и песенной поэзии, стремление наконец определить, что делает произведение частью удмуртской культуры, и всегда ли это удмуртский язык? Разброс методов работы также был довольно обширным: от ночных импровизационных сессий до планомерной работы в студии, от разбора феноменов современной удмуртской эстрады до обсуждения обстоятельств записи легендарной пластинки «Бесермян крезь».

Всем, кто считает, что традиционная культура — это что-то далёкое, мы решили напомнить о близости к ней через масштабное мероприятие. В его основу легло наше осознание того факта, что хранители традиционной культуры по-прежнему живут среди нас, даже если не присутствуют в медиапространстве. При этом вклад каждого из них в сохранение образцов традиционной культуры не просто важен — он заслуживает особого внимания, а сам человек — реактуализации и возвращения в медиапространство. Награждали как Хранителей, так и Собирателей — людей, связанных с сохранением традиционной культуры профессионально или по зову души. Сейчас проведение церемонии само превращается в традицию: была проведена церемония «Хранители-2022», готовится «Хранители—2024».

Параллельно со всем происходящим мы работали над циклом видеосюжетов «Исчезающие практики повседневности», состоящего из 10 видео. Каждое из них — результат экспедиции в одну из точек на карте Удмуртии. Цель этих видео  — не только зафиксировать уходящие практики, но и посмотреть на них через оптику современных инструментов видеопроизводства и документалистики. В результате мы получили контент, исследующий вопросы эстетики традиционной культуры и привлекательный для аудитории всех возрастов.

Заинтересовал проект? Вы можете погрузиться в него ещё сильнее, если прочитаете посвящённый ему каталог. Он доступен по ссылке.