Меню Закрыть

«Экспедиция в традицию»: лаборатория традиционной культуры Алнашского района

Всего лишь пару лет назад подписчикам наших страниц в социальных сетях Степан Плотников был знаком прежде всего как студент Института искусств и дизайна Удмуртского госуниверситета, специализирующийся в области народного художественного творчества, и один из участников ансамбля традиционного пения «Важнин ключ». Сегодня же в его научном и творческом бэкграунде – участие в региональных конференциях «Традиционная культура в полиэтническом пространстве», международной студенческой научно-практической конференции «Музыкальный фольклор в исследованиях молодых ученых» в Казани, международной конференции-конкурсе научных работ учащихся, студентов и аспирантов «Этномузыкология: история, теория и практика» в Санкт-Петербурге, международном полевом этнографическом симпозиуме «Муш гур: пчела и мёд в культуре народов Урало-Поволжья» и научная статья, опубликованная в коллективной монографии по итогам симпозиума, собственная фольклорная «Экспедиция в традицию», преподавание в Республиканском колледже культуры, музыкальный альбом «Сям-йылол», куда вошли исполненные им обрядовые напевы южных удмуртов Алнашского района, которые он записал в своих экспедициях. И – пожалуй, самое главное и приятное для нас! – в проекте «Публичный архив традиционной культуры» Степан Плотников возглавил новую лабораторию традиционной культуры, созданную в Алнашском районе. Но научные взлеты редко бывают стремительными – путь к ним долог и часто тернист, тем более в молодости. Знаете ли вы, например, что за спиной нашего молодого руководителя лаборатории – уже 37 (!) фольклорных экспедиций? И не только в своем родном Алнашском районе.

– Степан, наверняка твой интерес к традиционной культуре и фольклору проявился уже в школьные годы?

– Если вспоминать детство, то, на первый взгляд, и не было каких-то особых интересов, связанных с традиционной культурой. Но, как оказалось, многое вело именно к этому. Например, мне очень нравились египетские пирамиды, и я мечтал стать археологом. А еще я очень любил музеи – их особенную атмосферу и ощущение, что там словно бы застыло время… Я учился в начальной школе в своей родной деревне – Дятлево Алнашского района, и у нас была музейная комната. Нам рассказывали об истории деревни, о знаменитых людях, которые вышли из нее. А таких людей у нас немало! Множество фотографий, стенд, где представлены восемь поколений жителей нашей деревни… Мне очень нравилось все это рассматривать. А в пятом классе я уже пошел в Алнашскую школу, и там тоже был школьный музей. И еще – уроки по истории родного края. Руководила музеем очень интересная учительница, Любовь Васильевна Курбатова, которая сама организовала этот музей и много лет собирала для него материал. Мы ходили туда на школьных переменках. И я до сих пор вспоминаю этот запах старья, музейную пыль… И учительница рассказала нам про генеалогию, как составлять родословное древо, как собирать материалы для него, где находить информацию. Она рассказала про архив – и я, пятиклассник, начал ходить в районный архив. Помню, с каким удивлением там смотрели на меня – такого мелкого!.. Я ничего не знал про своих родственников, но тогда у меня появился интерес к истории семьи – я стал собирать какие-то фотографии… А потом, став постарше, начал находить в интернете старинные песни, аутентичные записи. Очень любил их слушать.

Степан Плотников, информант Авдеева Елизавета Егоровна и Кристина Чумакова в экспедиции в с. Варклед-Бодья Агрызского района Республики Татарстан, 2022 г.

– Удмуртским языком ты хорошо владеешь с детства?

– А вот и нет. Хотя я и вырос в удмуртской деревне, но у меня мама русская, а папа удмурт. И поэтому в семье мы общались на русском языке. Нас трое детей, и все разговариваем в семье на русском. Хотя мои сестры понимают удмуртский, конечно, как и мама, коль она столько лет живет среди удмуртов. Но у меня же друзья были удмурты, так что какие-то фразы я знал. А, став постарше, я начал ходить в клуб в своей деревне, где у нас был театральный кружок, которым руководила очень увлеченная женщина. Мы ставили всякие сценки на удмуртском, давали концерты… И благодаря этим сценкам мой удмуртский «натренировался». Родители всегда удивлялись, как просто я со сцены разговариваю на удмуртском. И в республиканский колледж культуры я поступал на театральное отделение – мне это очень нравилось. Но, рассказывая стихотворение при поступлении, забыл слова! И меня попросили спеть – а я на всякий случай выучил одну из старинных песен, которые нашел в интернете. Я спел, и мне сказали: «Тебе лучше петь». Так я поменял направление – пошел на этнохудожественное творчество.

– Пока ты учился в колледже, перед поступлением в Удмуртский госуниверситет, ты не думал, что будешь исследовать фольклор?

– Уже тем летом, когда я после школы поступил в колледж, я начал интересоваться – а что же находится и что происходит за пределами нашей деревни? Мы же нигде особо в детстве не бывали, правда, ходили в соседние деревни играть… И я начал ездить на велосипеде и смотреть, какие деревни есть рядом, какие там люди, природа… А еще у нас в Дятлево летом проводится праздник, Гырон Быдтон, где собирается вся деревня. Варят кашу, все угощаются, а потом какие-нибудь соревнования проводят. И обычно все уходили на соревнования, а за столом оставались только старушки. Я же на соревнования не шел, мне было интересно сидеть с этими бабушками, слушать, что они рассказывают, как поют… И тогда, в 2017 году, я сделал первые записи – на телефон. Это были какие-то обрывочные записи, я просто включал, записывал. Но для меня эти самые первые записи очень ценны. Недавно я их переслушивал, и кажется, что там нет ничего особенного – какие-то разговоры, обычные песни. Но меня впечатлило именно звуковое поле этого праздника: там звучит гармошка, тут поют какие-то частушки, где-то кто-то кричит, еще какие-то шумы… А в целом такое поле впечатляющее. Я очень рад, что тогда сделал эту запись, потому что некоторых людей уже нет в живых, но остались их голоса. И понимаю, что такого уже не запишешь. Хотя все это, казалось бы, еще недавно было… И для меня ценно то, что я знал этих людей.

А потом, в колледже, у нас были предметы, где нам объясняли, какие есть праздники, обряды. Но у нас не было предметов по методологии сбора фольклора, и мне приходилось все это находить и изучать самому. В 2018 году состоялась моя первая целенаправленная фольклорная экспедиция. Я не знал, как составлять вопросники, но нам рассказывали тогда только о русских праздниках, и я составил свои вопросы на основе этих русских праздников, и с ними пошел к удмуртам. Потом я понял, что это не то, но все равно кое-что записал. А потом на основе этой информации уже составил новые вопросы, правильные.


Экспедиция в д. Шадрасак-Кибья Алнашского района, 2022 г.

– Сейчас ты знаешь, как много в работе с фольклорным материалом рутины и «занудства» – расшифровки, систематизация, тщательные исследования, которые не всегда бывают увлекательны. Да и экспедиции порой утомляют, когда приходится долго беседовать, добывая необходимый материал. Как-то изменился твой взгляд на эту деятельность – фольклорную, этнографическую?

– Наверное, я начал немного по-другому относиться к собранному материалу. Раньше я думал – ну кому это нужно, кто это будет использовать?.. Сейчас больше уверенности в том, что все это не зря. Хотя бывает, что приходишь после экспедиции, такой загруженный, хочется просто лечь и ничего не делать. Случаются и разочарования в экспедициях: приезжаешь и не находишь никого и ничего абсолютно. Возвращаешься и думаешь: стоит ли этим заниматься вообще, потому что уже некого записывать. Но в следующий раз уговариваешь себя еще раз поехать в экспедицию и вдруг находишь там что-то такое, что вновь окрыляешься.

– Год назад у тебя появилась страница в «ВКонтакте» – «Экспедиция в традицию», где тебе удается собирать не только единомышленников, но и средства на твои личные экспедиции. Опыт, на мой взгляд, удивительный – это круто! Но почему ты решил создать такую группу в соцсетях?

– Материала с каждым годом, с каждой экспедицией, становится все больше. И, раз материала много, хочется расширять свои интересы, исследуемую территорию. У нас в университете, например, кто-то занимается исследованиями традиций только своей деревни. А мне захотелось изучить весь район. Но одному все-таки тяжело выезжать в экспедиции, к тому же тогда у меня не было никакой техники, только диктофон на телефоне. И мне захотелось набрать некую команду. И раньше со мной ходили девочки из музыкального колледжа, Аня Васильева и Оля БайсароваАлексей Константинов. Были и другие друзья – еще до создания группы. Но все случалось периодически, а мне хотелось, чтобы кто-то был постоянно. Помню, еще год назад я выкладывал такой пост-приглашение – я выезжаю в экспедицию и буду рад, если кто-то присоединится ко мне. В комментариях меня поддержали – о, это круто! Но… никто не поехал. И тогда я подумал, что нужно организовать некий проект, посвященный экспедициям. С этой идеей я даже обратился в Дом дружбы народов, где специалисты по проектированию посоветовали создать тематический лагерь и предложили отправить заявку на один из грантовых конкурсов. Но я подумал, что еще не готов к такому глобальному шагу, и решил просто рассказывать о том, что делаю, на отдельной странице, чтобы не смешивать себя, свою личную жизнь, и эту работу. Так появилась «Экспедиция в традицию». И люди меня поддерживали, учили, как писать посты, какие картинки выкладывать. Постепенно я строил планы – куда хочу поехать, кого могу пригласить… И решил попробовать обратиться к тем, кто меня читает, и собрать средства на экспедиции. И меня действительно поддержали. Это меня еще вдохновило. Пусть и небольшая сумма собралась, но я уже был рад тому, что люди откликаются. На эти деньги удалось организовать несколько экспедиций.

В экспедиции в деревне Кузебаево Алнашского района, октябрь 2023 г.

– Только по Алнашскому району?

– Сначала да, это был только Алнашский район. А в 2022 году я выехал в Агрызский район – в село Варклед-Бодья. Это очень известное село, где до сих пор сохраняются традиции и обряды. Я там провел всего одну ночь, но экспедиция получилась очень хорошая, со множеством впечатлений. И в 2023 году я выезжал в деревню Енабердино – это Менделеевский район Татарстана, недалеко от границы с Алнашским районом.

– Самые яркие твои экспедиции – запомнившиеся из-за уникального материала или, возможно, по другим причинам?

–То, что сразу вспоминается… Это был 2019 год, мы поехали с Аней Васильевой в деревню Удмуртский Вишур Алнашского района. Мы особенно не готовились, никого не знали из этой деревни, просто поехали наудачу: кого найдем, того найдем. Но я знал, что родом из этой деревни моя прабабушка. И на деревенской улице мы встретили женщину, которая посоветовала зайти к одной бабушке, которая много чего знает, но она слепая. Она проводила нас к ней, мы познакомились, стали ее расспрашивать. Я сказал, что у меня из этой деревни прабабушка, у нее такая-то фамилия… А бабушка говорит, что это и ее фамилия в девичестве. И оказалось, что она племянница моей прабабушки! И для меня это было такое открытие, удивление. Мне важно знать историю семьи, а тут такая радость, что я нашел родственницу, о которой даже и не слышали мои родные… И она же спела нам очень интересные песни. Среди них два поминальных напева «йырпыд сетон» – больше мы нигде их не записали. Сейчас ее уже нет в живых, и так жалко, что мы не сходили к ней повторно…

– Есть у тебя какое-то твое научное направление, твои фольклорные интересы?

– Когда я учился в колледже, занимался удмуртским свадебным обрядом, и дипломная работа тоже была связана со свадебными песнями. Еще меня интересовал поминальный обряд. Потом появились научные интересы и темы, о которых обязательно спрашиваю информантов. Во-первых, это обряд Акашка – древний календарный праздник и песни, которые поют во время него. Календарные напевы сегодня – вообще большая редкость, и это счастье, когда удается их найти и зафиксировать. Второй мой главный интерес – поминальные обряды, поминальные напевы. К тому же Акашка и поминальные обряды почему-то неразрывно связаны, переплетены между собой. У удмуртов очень развит культ предков, и мне это очень интересно.

– Степан, с нашими проектами ты знаком давно, еще с твоего первого курса в университете. Сначала ты был участником лаборатории традиционной культуры УдГУ вместе с ансамблем «Важнин ключ» – разучивал и исполнял старинные песни из Публичного архива традиционной культуры севера Удмуртии, помогал расшифровывать и систематизировать собранный материал под руководством твоего преподавателя и нашего научного руководителя Веры Геоленовны Болдыревой. Что тебя, как молодого ученого, привлекает в нашей проектной работе?

– Прежде всего мне нравится в проектах KAMA records то, что в них принимают активное участие люди, народ. Раньше я относился к изучению фольклора прежде всего как к чему-то научному, а в нашей проектной работе я вижу, что это все близко к народу. Иногда возникают обсуждения, где практически на равных общаются, размышляют и ученые, и обычные люди. Такая неразрывная связь мне очень нравится, как и формы актуализации традиционной культуры.

Ансамбль «Важнин ключ» на Всероссийском форуме «Образ Удмуртии в современном культурном пространстве» в Ижевске, 2023 г.

– Ты тоже уже придумал много чего интересного и для нашего, и для будущих проектов. Отчасти, хочется верить, это произошло и благодаря Sep Community, за работой которого ты наблюдал. Пока не будем выдавать всех секретов, но знаю, что у тебя есть необычные идеи!..

– На самом деле Вера Геоленовна Болдырева мне сказала: «Подумай». Она умеет задавать вопросы, которые в обычной жизни тебе самому даже не приходят в голову. Она начинает задавать вопросы, и ты принимаешься думать, и сразу рождаются идеи… Мы с Верой Геоленовной давно уже такую идею носим, что можно создать некий банк тембров…. Потом у нас была мысль, что каждая деревня должна звучать по-своему. Я развил эту мысли и представил карту деревни, где могут быть фотографии улиц, какие-то макеты домов… И это все звучит! Пока не знаю, как это можно воплотить. И мне, конечно, хочется сделать это в своей родной деревне Дятлево. Наша деревня небольшая, и в начале двухтысячных она вообще могла исчезнуть как неперспективная. Но собрались мужчины, уроженцы этой деревни, и сказали: мы не дадим ей умереть. Не знаю, каким образом им это удалось, но деревня живет. Там построили здание, в котором располагалась школа, клуб, детский сад, музейная комната… Я уже говорил, что из нашей деревни вышли известные в Удмуртии люди. Это писатели Петр Чернов и Семен Шихарев, актриса театра кукол Римма Перевозчикова (Николаева), композиторы Пантелей Кузнецов и Сергей Кириллов, врачи, военные… Валентина Николаевна Кириллова, которая и организовала наш музей, всегда продвигала историю Дятлево, и жители гордятся своей историей. У нас проводились большие фестивали, куда приезжали уроженцы деревни из разных уголков страны. Были туристические маршруты, на которых бывали гости, в том числе и зарубежные – из Эстонии, Франции… И всем мы с гордостью рассказывали о том, какая у нас замечательная деревня.

– Что ты ждешь от нашего проекта как руководитель лаборатории?

– Во-первых, мне очень нравится общаться со всей командой. Особенно меня вдохновляет Александр Геннадьевич Юминов – он вообще иначе смотрит на все. Мы привыкли к чему-то и порой даже не обращаем на это внимания, а в проекте какие-то вещи, явления раскрываются абсолютно иначе. И мне тоже хочется как-то по-другому взглянуть на свою традицию, на свой район, на своих людей. И, конечно, мне хотелось бы, чтобы все материалы, которые мы собираем, были систематизированы и доступны людям. Собирать и хранить – это одно. А мне хочется, чтобы их использовали. И в первую очередь, наверное, для того, чтобы наш алнашский народ обратил внимание на то, какой у нас сохранился материал, какие сокровища у нас есть.

– Какие навыки, на твой взгляд, нужны современному исследователю традиционной культуры?

– Прежде всего нужно очень хорошо знать психологию. Приходится – особенно в полевых условиях – работать с разными людьми, разными возрастами, и к каждому нужно найти свой подход. И разговаривать с ними тоже нужно уметь. Вот это мне сложно давалось – беседовать на удмуртском языке, да еще в доверие войти… Но, мне кажется, все-таки получается, иначе бы у меня не собрался такой материал. И сегодня нужно уметь не только общаться, но и работать в интернете. Например, если я выкладываю материал для того, чтобы с ним познакомились все, нужно преподнести его популярно. Еще нужно уметь работать с различными специализированными компьютерными программами, поскольку приходится профессионально обрабатывать аудио- и видеоматериал. И, конечно же, нужно читать очень много литературы, уметь быстро ориентироваться и в литературе, и в других источниках, потому что готовиться к экспедициям необходимо очень тщательно. И еще одно главное качество – нужно быть очень внимательным. И в экспедициях, и в интернете – сегодня люди выкладывают в общий доступ много материала. Это и фотографии, и видеосъемки, и рассказы, какие-то истории, былички… Я слежу за этим, и сейчас мой фонд альтернативных экспедиций во многом складывается из того, что я подметил, нашел в интернете, в социальных сетях (конечно, все это с обязательной ссылкой на источники). Так что получается, что современный исследователь фольклора должен обладать множеством необходимых качеств и навыков. И постоянно учиться.

С хранительницей бортничьих песен Елизаветой Филипповной Васильевой. Д. Нижний Сырьез Алнашского района, 2022 г.