Меню Закрыть

Музей одного платья

Микротерритория Город Устинов – это художники и кураторы Кирилл Агафонов и Наталья Передвигина, родившиеся в 80-х годах прошлого века в городе Устинове: до этого он назывался Ижевском и сегодня вновь существует на карте как город Ижевск. В 2010 году они создали микро-арт-группу «Город Устинов», которая в начале 2020-х годов стала Микротерриторией Город Устинов. Участники российских и международных биеннале, персональных и групповых выставок, номинанты премии Кандинского и лауреаты государственной премии в области современного искусства «Инновация 2020», Кирилл и Наташа – партнеры и участники наших проектов. Вместе с нами они работали над иммерсивной экспозицией в проекте «Время водит хоровод» в Игринском районном краеведческом музее, были кураторами волшебной, почти мистической, арт-резиденции в Сепе под названием «Невидаль», открывали проект Sep Community, организовав в заснеженном Сепе видеомост с далекой Швейцарией, придумали Музей-с-доставкой и Квантовый музей с открытым кодом, предоставив первые экспонаты опять же Сепу, инициаторами знакомства сепского сообщества с японским художником и фотографом Икуру Куваджимой и современным путешествующим театром из Швейцарии… Неудивительно, что за последние четыре года Кирилл Агафонов и Наталья Передвигина стали большими и любимыми друзьями сепского сообщества. А для выставки «Семейный альбом», где они участвуют с Музеем одного платья, это, пожалуй, самый главный факт.

Музей одного платья на выставке «Семейный альбом»

История платья

– Идея создать Музей одного платья появилась в 2018 году, когда мы с Наташей собирались ехать в арт-резиденцию в Цюрих, – рассказывает Кирилл Агафонов. – Взять с собой платье, предлагать разным людям, в том числе первым случайным встречным, в нем или с ним фотографироваться, и таким образом знакомиться с ними. Но каким должно было быть это платье? Я представлял его нейтральным, не вызывающим и не притягивающим взгляды, и ни в коем случае не реликвией. Надо было найти простое платье! А простое у меня ассоциировалось с семьей – мама, бабушка, что-нибудь хлопковое… И мы пошли в ижевский благотворительный магазин «Благодарю», где это платье, можно сказать, нашлось само – и нейтральное, и доброе, и красивое, и «из советских времен». Платье не от кутюр, но такое, какое носят каждый день, семейная уютная вещь. На первых фотографиях с ним, если открыть этот наш проект в одной социальной сети, – как раз сотрудницы магазина «Благодарю» Лена и Катя.

…У нас, кстати, уже был опыт с другим платьем, тоже хлопковым, в 2013 году. То было наше семейное платье, которое передавалось от бабушки к маме, потом тете, затем оно оказалось в бане и было вытерто, изношено почти до дыр. Мы с Наташей забрали его в таком состоянии. И там, где были дыры, Наташа «вырастила» структуры из ткани – словно к этой ткани платья еще какие-то кусочки приросли, и не для того, чтобы закрыть эти дырки. Это о том, что вещь – не только утилитарный предмет или модный аксессуар, который меняется в соответствии с новыми веяниями или сезоном. Вещь – это наши впечатления, воспоминания, которые сами по себе важны. И эту вещь можно просто хранить. Так как мы занимаемся художественными практиками, мы включаем в них такие предметы. То есть наша художественная практика переработала не все платье, но оставила на нем след. Таким образом вещь приобретает уже другую форму, другое символическое значение, в том числе и в жизни человека, становясь скульптурой. Это платье было показано в Манеже, на пятой Московской биеннале, которую курировала Катрин де Зегер из Бельгии. Тогда оно обрело новую жизнь. На биеннале у нас была целая серия таких объектов – старая туфля фабрики «Скороход», найденная в разрушенном доме на улице Карла Маркса в Ижевске, головной платок с дыркой и выращенными там структурами ткани, разбитая посуда… Наташа работала с такими сломанными, выношенными вещами, при этом сохраняя их историю. Или же создавая для них новую историю, что тоже важно.

Платье из инсталляции «Без названия («Острова»)» в рамках 5-й Московской биеннале современного искусства «Больше света / More light», 2013 г.

И когда мы четыре года назад задумали Музей одного платья, купив это простое хлопковое платье в магазине «Благодарю», идея была в том, чтобы создавать для него личную историю, которую мы могли бы рассказать. Коллекция музея – если говорить о платье как о музее – строится по принципу коммуникации. Каждый новый контакт, новое знакомство, новое место становится частью этой коллекции. На английском я сформулировал это как collection is connection. Суть Музея одного платья в том, что он соткан из связей с теми людьми, которых мы встретили, начиная с магазина «Благодарю». Платье побывало и в Берне, и в Цюрихе, и в Ижевске, и в Москве, и в Сепе… В разных локациях побывало, география у него самая разнообразная. Можно представить себе эту последовательность. Мы встретили человека, познакомились с ним, предложили сфотографироваться в платье или с платьем. Уже состоялся контакт, появилась связь. Далее – как сохранить этот момент, дать импульс к продолжению истории? Это уже вопрос документации. Социальная сеть про фотографии была взята именно потому, что профили в этой социальной сети тогда были почти у всех, и можно было отметить человека, и он становился частью сообщества «одного платья». Люди заходили на нашу страничку проекта, интересовались – а кто еще это платье надел, где оно оказалось? Таким образом возникает связь не только между нами, художниками, и участниками процесса, но и между самими участниками.

Туфли из инсталляции «Без названия («Острова»)» в рамках 5-й Московской биеннале современного искусства «Больше света / More light», 2013 г.

«Вы полагаете, все это будет носиться?..»

– Этот проект – он не завершен, – говорит Кирилл Агафонов. – Сегодня в альбоме Музея одного платья около 150 фотографий, объединяющих 150 человек и мест. Но это не закрытый список. Платье сейчас в Сепе, на выставке «Семейный альбом», и с ним можно сфотографироваться, а затем прислать снимок мне по электронной почте, и я добавлю фото в коллекцию. Так что платье обязательно «будет носиться».

Обратите внимание: рядом с платьем есть QR-код. Пройдите по нему – и вы узнаете, как принять участие. Это легко!

Но самое главное – постарайтесь, чтобы фотографии были не статичными, а живыми, эмоциональными и в то же время естественными. Посмотрите на снимки, которые уже есть. Это не фотографии на паспорт, а кадры из жизни, когда с платьем возникают какие-то отношения, какой-то контакт. И тогда ваши снимки войдут в альбом Музея одного платья, появятся в социальных сетях и на нашем новом сайте, над которым я сейчас работаю. Адрес этого проекта будет тот же, что сейчас в QR-коде: museum.delivery/dress-ru.

… Коллективная художественная выставка «Семейный альбом» работает в Сепском ЦСДК до следующей весны. Но не откладывайте ее посещение надолго – вдруг вам захочется вернуться и побывать там еще не раз?

Текст – Светлана Мальцева.

Музей одного платья на выставке «Семейный альбом»