Меню Закрыть

2024 — год открытий

Проект, над которым мы начинаем работать, называется «Публичный архив традиционной культуры Удмуртии». Наши единомышленники и самые внимательные подписчики (особенно те, кто читал интервью Александра Юминова), заметили, что он логично продолжает выбранное нами несколько лет назад направление и что в названии нашего архива исчезло всего лишь одно слово – «север», но при этом значительно расширилась территория его распространения.

– Наш проект – победитель довольно необычного конкурса Фонда Потанина под названием «#фондпотанина25», – говорит менеджер KAMA records Ольга Юминова, один из авторов и вдохновителей всех наших проектов. – Это «премиальный» конкурс, в честь 25-летия Фонда Потанина, и в таком формате – когда основой заявки становятся анализ значимости и успеха осуществленных при поддержке фонда проектов – конкурс проводится впервые. Уже этап заполнения заявки показал, какая это замечательная идея, насколько новый конкурс полезен, интересен и даже необходим для развития нашей дальнейшей работы. Потому что каждый год для нашей некоммерческой организации – это новый проект (а то и не один), новая тема, новый грант. Часто заканчивается один проект – и начинается следующий. И порой катастрофически не хватает времени на то, чтобы остановиться, взглянуть назад, проанализировать собственную работу тщательно и досконально, разглядеть ее плюсы и минусы. А здесь фонд дал возможность заняться такой аналитикой уже в процессе написания заявки. И мы анализировали нашу деятельность всей организацией – ведь у каждого сотрудника свой взгляд на успехи и неудачи, свое представление о том, что получилось особенно замечательно и что – не так, как хотелось бы. Мне было очень интересно собрать мнение всех наших сотрудников о том, что было сделано и как они к этому относятся. И мне кажется, что была проведена важная работа, которая для многих (для меня и Александра Юминова точно!) определила новый вектор развития. Аналитика выявила, что на самом деле является основой нашей проектной деятельности и, самое главное, что именно было сделано «Камой рекордз» за последние восемь лет в Сепе. Мы выработали основные принципы работы с местным сообществом, которые могут быть применены на любых других территориях, и сегодня эти принципы являются основой всей нашей деятельности. А четкое представление об этих принципах мы получили именно благодаря участию в этом конкурсе Фонда Потанина и заявке, которую нас попросили написать.

И вообще поддержка фонда очень важна – она проявляется не только в финансировании, которое дает возможность спокойно работать в течение длительного времени. Это еще и включение нас в сообщество, которое создает фонд. Семинары в разных форматах, где мы встречаемся с такими же участниками конкурсов и победителями, позволяют увидеть, что мы не одиноки, что есть люди, которые занимаются подобной работой. И это общение очень ценно. В конкурсе #фондпотанина25 50 победителей, и со многими мы хорошо знакомы по прежним проектам, участию в предыдущих конкурсах. Но есть и такие, которые являлись для нас недостижимой вершиной – такие, как, например, как арт-парк «Никола-Ленивец». И они тоже входят в число победителей конкурса, и фонд обещает, что у нас будут совместные мероприятия и встречи, и мы очень ждем их.

Александр Юминов и Ольга Юминова на семинаре Фонда Потанина в Сколково

– Направление, которое KAMA records выбрала для нового проекта – продолжение работы с Публичным архивом традиционной культуры.

– Да, и, хотя у нас были сомнения, когда мы давали новое название Публичному архиву, мы все-таки остановились на традиционной культуре. Вера Геоленовна Болдырева, как специалист, отмела все наши сомнения. Традиционную культуру в наших проектах мы понимаем в широком смысле. Традиция – это передача опыта, культурных ценностей от человека к человеку. Если понимать традицию так, то весь наш архив вписывается в эти «рамки», в том числе, и все, связанное с Сепом, – исследование истории деревни в «Секретной карте деревни Сеп», фронтовые письма Семена Тихонова в «Здравствуй, дорогая Клаву!» и многое другое. Поэтому мы решили не ограничиваться фольклором. А сейчас еще и осваиваем новые, уже не только северные, территории – помимо Красногорского, в этом году на карте архива появятся Сарапульский и Алнашский районы Удмуртии.

– Здесь тоже будут созданы лаборатории традиционной культуры?

– Да, и это логично для нас. С декабря мы работаем по гранту ПФКИ над созданием лаборатории традиционной культуры в деревне Бараны Красногорского района, на базе Дома трех культур «Венок». Для нее уже закуплена (и передана ей) звукозаписывающая техника, компьютер, необходимая мебель для нового рабочего места. Алнашский и Сарапульский районы в качестве новых территорий по проекту Фонда Потанина были выбраны прежде всего исходя из рекомендаций нашего научного руководителя Веры Геоленовны Болдыревой, которая знакома с ресурсами районов и людьми, которые готовы работать вместе с нами. Мы полностью доверяемся ей и знаем, что год обещает быть очень интересным. Необычно уже то, что мы взяли две разные условные «структуры». В Алнашском районе это будет индивидуальный исследователь – молодой ученый, студент Института искусств и дизайна Удмуртского госуниверситета Степан Плотников. Он родился в этом районе, занимается изучением фольклора своей родной деревни Дятлево практически с детства и уже несколько лет ведет созданную им тематическую страничку в ВК «Экспедиция в традицию». Кстати, Степана, ученика Веры Геоленовны Болдыревой и участника ансамбля традиционной песни «Важнин ключ», можно назвать и «выходцем» из лаборатории традиционной культуры Удмуртского госуниверситета, образованной в 2021 году. И вот сегодня он готов возглавить собственную лабораторию, чем мы очень гордимся.

С Сарапульским районом мы знакомы прежде всего по фольклорному фестивалю «Высокий берег» – он проходит там уже более десяти лет. И знаем, что за время существования этого фестиваля в районе появилась заинтересованная аудитория, с которой очень хотелось бы поработать. Этот праздник всегда проходит очень интересно, его организаторы используют разные формы работы, в том числе и экспедиционные: во время фестиваля его участники выезжают в фольклорные экспедиции, общаются с бабушками, записывают аутентичные песни, затем разучивают их и вновь едут в те же деревни, где уже исполняют их для бабушек сами. И все это в течение фестиваля. Происходит такое своеобразное возвращение собранного материала информантам – а это один из принципов нашего Публичного архива. Поэтому нам очень интересно поработать и с информантами, и с участниками фестиваля. К тому же в Сарапульском районе энтузиастами собран большой материал, требующий оцифровки, расшифровки, систематизации. Всем этим тоже займется новая лаборатория.

На обсуждении дизайн-концепции Народного музея исчезнувших деревень в Нижегородском Арсенале

Поле деятельности – огромное, и я боюсь, что за год мы не успеем все сделать. Но главное – мы создадим структуру, которая будет этим заниматься, настроим работу лабораторий, оснастим их необходимой техникой. Кроме инструмента в виде финансовой и технической поддержки, мы обещаем и экспертную поддержку – и специалистов нашей организации, и известных ученых, таких, как этномузыколог Вера Геоленовна Болдырева, доктор исторических наук Нэлли Павловна Лигенко. К тому же мы продолжаем поддерживать и наши лаборатории в Дебёсском и Игринском районе.

И нам очень хотелось бы, чтобы каждая из лабораторий задумалась над тем, в каких формах, публичных или проектных, можно использовать собранный материал, какие мероприятия для людей можно проводить на его основе. Что, кстати, поражает в Сепе – именно разнообразие форм работы на основе Публичного архива. Даже если взять наш последний проект «Здравствуй, дорогая Клаву!», где использовано множество форматов, начиная со страничек в соцсетях и заканчивая иммерсивным действием на основе писем и воспоминаний. И все это работа с документальным материалом, собранным прямо здесь, в Сепе. Мы ничего не изобрели, а просто взяли уже известные культурные практики для «воспроизведения» этого исторического материала здесь и сейчас.

Конечно, мы понимаем и то, какая ответственность ложится на нас с расширением территории Публичного архива. С новыми районами появляется огромное количество нового материала – сколько уже собрано и в Сарапульском районе, и в Красногорском, и Степаном Плотниковым как индивидуальным исследователем… Все это необходимо систематизировать, во всем ориентироваться и разбираться.

– Но трудности нас не пугают?

– Конечно, трудности есть в любой деятельности, не только проектной, и ты должен их преодолевать – от этого никуда не денешься. Но есть вдохновляющие моменты – тот же опыт работы в Сепе, который и стал основой нашей победы в конкурсе #фондпотанина25. Этот опыт – вдохновляющий не только для нас. На самом деле это история успеха. И мы видим это по реакции зрителей выставки «Тау, Сеп / Спасибо, Сеп», которая сейчас проходит в нижегородском Арсенале. А ведь на ней представлена едва ли десятая часть того, что сделано в Сепе за минувшие восемь лет. А уж когда люди побывают в Сепе и увидят «вживую», как много интересного можно сделать своими силами на основе местного материала… Конечно, это вдохновляет!

Так что я верю, что 2024 год, несмотря на трудные задачи, будет для нас и Публичного архива традиционной культуры Удмуртии годом открытий, интересных людей и новых тем для будущих проектов.

Беседовала Светлана Мальцева.

Татьяна Мосова на открытии выставки «Тау, Сеп / Спасибо, Сеп» в Нижнем Новгороде